Счётчик

Умный, но тревожный, или глупый и счастливый?

Основная причина, по которой большинство людей не могут добиться своей цели в жизни – это страх ошибки. То есть, допустив какую-либо ошибку, человек считает, что он виноват, как личность, а значит он плохой, и ему в дальнейшем нечего лезть на рожон.

Возьмем распространенную ситуацию, когда студент боится провалить экзамен. Он будет делать всё, чтобы сдать его и поскорее бы забыть об этом. Но если разобраться, что именно движет этого студента, то оказывается, что это, во-первых, страх ошибиться и показаться глупым, во-вторых:  боязнь скандала с очень уж заботливыми родственниками на этот счет, и в-третьих: страх нереализованности в жизни.

Причем человек может даже учиться в нелюбимом институте, в который его затолкали собственные родители. Но он все равно будет бояться, что его могут выпилить из учебного заведения, и, чаще всего, только потому, что мама и папа будут недовольны.

Здесь с уверенностью можно дать прогноз на дальнейшую жизнь этого студента. Он будет постоянно неуверенным в себе, и будет стараться делать все “на пятерку”, только уже не на экзамене, а в его жизненных задачах. Казалось бы, это хорошо и дает множество преимуществ перед “двоечниками”. На самом деле все происходит наоборот:  двоечникам легче жить, а отличники вечно чего-то боятся.

Так вот, при малейшей ошибке и “ската до 4, а то и 3”, бывший отличник впадает в панику. И, как следствие, будет избегать получить эту четверку или тройку в дальнейшем. Но так как в жизни бывает всякое, он все равно получит эти заниженные оценки и разочаруется в жизни. А отсюда уже пойдет и алкоголизм, и наркотики, и криминал – у кого что.

Резюме на данный момент можно дать не особо утешающее: родители портят своих детей, обвиняя их за каждую провинность. Им хочется, чтобы их ребенок понимал все с первого раза. Причем, взрослых совершенно не волнует, что они когда-то и сами были детьми. И эти люди благополучно “забыли” о том, что тоже совершали массу ошибок.

Почему одни люди боятся допустить ошибку, а другие нет?

Это зависит от жесткости воспитания. Разберем примеры с двумя семьями:

Семья 1

В один солнечный лучезарный день бабушка зовет своего любимого внука за журнальный столик, чтобы заняться с ним таблицей умножения. Причем малышу всего 2 годика, но бабуля считает, что чем раньше заложить в ребенка нужные знания – тем быстрее он освоится в жизни. Маленький человечек все быстро схватывает, и вот уже в 3 годам он знает всю эту таблицу наизусть. Задача решена, и все остались довольны.

Но я не упомянул самую главную деталь. Если этот, казалось бы, гений, неправильно считал пример, то бабушка начинала сильно гнобить малыша, приговаривая, что у него нет мозгов, и из него ничего не выйдет в жизни. И так каждый раз. Ребенок плакал постоянно, когда неправильно считал примеры, потому что бабушка всегда делала акцент в эти моменты, что он глупый и бездарный человек.

Вы скажете, где это видано, чтобы детей так рано учили математике? Не знаю как в других семьях, но я воспитывался именно так. До сих пор мне страшно неправильно посчитать цифры в магазине, потому что в моей голове уже есть механизм ожидания голоса бабушки. Дескать, или ты считаешь правильно или ты полнейшее ничтожество.

Итог

Человек вырос, стал хорошо считать и у него всегда были пятерки по математике. Однако стал крайне тревожным в этом плане, потому что постоянно боялся совершить ошибку в каких-либо счетах. Конечно, всё это можно скорректировать с помощью осознания и изменения своего мышления, но не все люди захотят над этим работать. Да и как говорится, проще предупредить проблему, чем решать её.

Семья 2

Девочку вообще не учили математике. Она очень умная, грамотная, хорошо анализирует в жизни, да и вообще является приятным человеком, собеседником. Цифрам она не научилась, потому что была очень активным ребенком, и её привлекали подвижные игры. И сколько бы родители не старались – девочка так и не захотела сесть за стол и сложить 5+9.

Трудно будет в это поверить, но уже сейчас, в её 23 года, она не может посчитать вышеперечисленный пример без калькулятора! Потому что в школе, на уроке математике она рассказывала соседу по парте, как бы на перемене сделать какую-нибудь гадость “этой нудной математичке”. Экзамены эта ученица сдала на тройку, и то, потому что родители сумели вылезти из кожи вон ради этого.

И вот сейчас, в жизни, она совершенно не разбирается в настенных часах, которые показывают время стрелками, а не электронными цифрами. Но, повторюсь, что в других сферах жизни – она отличный специалист, а в домашней обстановке – прекрасная рукодельница и хорошо готовит еду. Да и поговорить с ней по душам – сплошное удовольствие!

Это тоже реальный пример из моего окружения. Имен называть не буду, но такой человек есть. А значит, есть и другие люди, с подобными проблемами. Кстати, эта девушка не считает свой недостаток такой уж сильной проблемой, потому что электронные часы и калькулятор одновременно находятся в её сотовом телефоне. Конечно, данная проблема со счетом – это не очень хорошо, но, по крайней мере, это лучше, чем вечно бояться, что-то неправильно посчитать и корить себя за это.

Итог

Эта выросшая девушка испытывает некоторые трудности, когда она забывает дома сотовый телефон или сумочку, где лежит её заветный калькулятор. Но это не мешает жить ей полноценно, и, при желании, она за короткий срок сможет выучиться базовым азам математики.

Обобщим

Подводя общий итог, можно сказать, что быть заранее умным (как в случае с малышом-математиком) – это значит нести огромное бремя по жизни, вечно бояться допустить ошибку, которая может стоить человеку жизни, и постоянно переживать об этом.

Если сравнивать это с девочкой, которая не понимает время на стрелках и не может посчитать простые примеры, то это сравнение будет неоднозначное. Одни люди скажут, что это патология, а умника же похвалят, другие же просто не обратят на это внимание. Зато они обратят его на того же, слишком уж невротичного умника, который будет выглядеть постоянно тревожным и беспокойным, только бы не ошибиться в расчетах.

Лично я считаю, что не стоит воспитывать детей на 5 лет раньше их возраста, а если уж и воспитывать подобным образом – то стоит разрешать малышу допускать ошибки. Потому что без них в жизни нельзя продвинуться на ступень вперед. И если бы родители понимали это, то их дети вырастали бы здоровыми и умными людьми, без страха ошибиться, и брали бы от жизни все!

Будем надеяться, что взрослые когда-нибудь это поймут…

Поделиться в соц. сетях

8 комментариев к записи “Умный, но тревожный, или глупый и счастливый?”

  • Людмила сказал:

    Как сказал один известный классик, «опыт — сын ошибок трудных», и я с ним полностью согласна.
    Опыт это на мой взгляд ценность, даже более существенная и важная чем деньги.

    [Ответить]

  • Ошибки -это опыт. Ну куда мы без него? Для этого мы и приходим в этот мир.Каждый должен пройти свой путь.А на любой дороге встречаются ямы и огромные валуны, через которые мы можем споткнуться.Просто надо вставать и идти дальше).
    С Новым годом, Женя! Пусть в Новом году у тебя будет меньше преград и к своим мечтам ты будешь идти настойчиво и уверенно!Успехов во всем!!

    [Ответить]

    admin Reply:

    Ира, спасибо!!!

    [Ответить]

  • Brianna сказал:

    За статью огромная благодарность, все по делу.

    [Ответить]

  • Жанна сказал:

    Сайт хорош, слов нет.

    [Ответить]

  • Olivia сказал:

    а еще посты на эту тему будут в будущем?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Здесь много рубрик. Со временем всё будет пополняться.

    [Ответить]

  • михаил сказал:

    И мне понравилось, спасибо.

    [Ответить]

Оставить комментарий